Все элементы в СГ на всех снарядах разбиты на группы сложности.Всего таких групп 6:А,В,С,D,E,СуперЕ. Т.е., к примеру, возьмём "Вольные".Маховое сальто вперёд имеет группу сложности А, сальто вперёд в группировке имеет группу сложности В, сальто вперёд прогнувшись с поворотом на 360 имеет группу сложности С, двойное сальто вперёд в группировке имеет группу сложности D и т.д. Чем сложней элемент тем выше группа сложности. Гимнастическая арифметика.
Связки элементов, дающие увеличенные прибавки:
1) С+С=D,
2) C+D=E,
3) С+Е=СуперЕ.
За соединение групп D+D производится прибавка в 0,1 ( т.е. D+D=0,1+0,1+0,1=0,3).
За соединение D+E, E+D, E+E (включая, СуперЕ ) + 0,2 ( т.е. D+E=0,1+0,2+0,2=0,5 и т.д. ).
На некоторых снарядах могут появиться и дополнительные прибавки Что такое "ультра-си", и откуда вообще появилось такое слово?
Так называют различные сложные и эффектные элементы. В гимнастике сложными элементами считаются элементы групп D, Е, "СуперЕ". За них, соответственно, начисляются прибавки 0,1;0,2;0,3. Основные правила:
- более высокая группа всегда заменяет более низкую, низкая группа трудности не может заменить более высокую, даже частично.
- ни один элемент не может быть повторён в течение упражнения для получения поощрительных балов. При нарушении этого правила элемент не засчитывается как группа трудности и не получает прибавки.
- элементы и соединения, не претендующие на получение поощрительных баллов, могут быть повторены в упражнении, но засчитываться судьями бригады А будут только один раз.
- запрещается выполнение одного и того же элемента три раза подряд и более, иначе производится сбавка в -0,2.
Теория гимнастики
Прыжки - прыжок "олень" - прыжок, подогнув переднее колено, задняя нога параллельна полу; - прыжок "пистолетик" - одна нога согнута полностью в колене, вторая нога ( то же передняя ) параллельна полу; - прыжок "кольцом". Прыжок кольцом имеет две разновидности: прыжок ноги вместе и в шпагате. "Кольцо" ноги вместе - это прыжок, при котором голова сильно закидывается назад, а носками гимнастка старается достать затылка. Прыжок "кольцом" в шпагате, прыжок при котором передняя нога параллельна полу, а задней ногой гимнастка пытается достать затылка. Прыжок кольцом на полу не представляет особого интереса, а вот на бревне это очень даже сложный прыжок. Т.к. при прыжке "кольцом" нет зрительного контроля бревна. Наиболее популярен этот прыжок у китаянок, но даже представительницы Поднебесной не могут коснуться ногой(ногами) затылка.
Опорные прыжки. Опорные прыжки, как и элементы на остальных снарядах делятся на 5 структурных групп. Все опорные прыжки состоят из двух основных фаз: фазы наскока на гимнастический конь ( один из переворотов ) и основной фазы прыжка ( чаще всего сальто ). Надо заметить, что любое сальто исполняемое при опорном прыжке является полуторным. Т.к. гимнастка исполняет переворот толкаясь от коня руками, приземляется же гимнастка на ноги. В результате получается не одно сальто, а полтора ( переворот даёт эту половинку ). Чтобы не писать везде 1,5 сальто я буду писать переворот - сальто, в такой форме записи учитывается эта половинка, которую даёт переворот. 1) Прямые прыжки. Прыжки лётом - это в общем прыжки 50-х годов. Элементарный прыжок лётом: ноги врозь - все я думаю прыгали на уроках физкультуры в школе через "козла". Более сложные модификации прыжков лётом - это прыжки прямым телом причём с поворотом. Максимальный поворот был сделан на 720o. Данная структура прыжков имеет очень низкую базу и сейчас не используется в соревнованиях мастеров спорта. 2) Прыжки переворотом вперёд. Очень сложная структура прыжков. Данные прыжки представляют собой переворот вперёд с поворотом или без, в соревнованиях старших разрядов после переворота вперёд исполняется то или иное сальто. В женской гимнастике данная структура прыжков не очень распространена, такие прыжки имеют большую базовую оценку. Но эти прыжки требуют большой физической силы. Наиболее сложные прыжки показывают безусловно гимнасты. Сложнейшим из таких прыжков является: переворот вперёд - двойное сальто вперёд в группировке с поворотом на 180o или двойное сальто вперёд согнувшись, или сальто вперёд прогнувшись с поворотом на 900o. 3) Прыжки с вращением в первой фазе полёта вдоль продольной оси. Данные прыжки очень редко используются и опять же имеют не высокую базу ( т.к. особо сложных прыжков из этой группы исполнено не было ). В этих прыжках в первой фазе полёта исполняется переворот вперёд с поворотом ( до 360 градусов ) и последующим сальто вперёд. 4) Прыжки с рондата или прыжки Цукахары. После разбега выполняется рондат на коня и последующим сальто назад. Данные прыжки проще, чем прыжки группы №2. Но прыжков этой группы было исполнено больше. Эти прыжки позволяют развить достаточную высоту прыжка. Самый сложный прыжок в женской гимнастике из этой группы на сегодняшний день: Цукахара - двойной пируэт назад. База: 9,9. В мужской гимнастике сложнейший прыжок из этой группы: Цукахара - двойное сальто назад согнувшись. 5) Прыжки с рондата на мост или прыжки Юрченко. Наиболее популярная среди женщин ( но и самая простая структура прыжков ) структура. Исполняется рондат на мост и фляк на коня. Затем выполняется то или иное сальто назад. Самый сложный прыжок у женщин: Юрченко: 2,5 пируэта назад. База:10.0. У мужчин: Юрченко - тройной пируэт назад и Юрченко - двойное сальто назад согнувшись.
Но в данной структуре с течением времени происходили перемены. И из простого прыжка Юрченко появилась ещё одна подструктура, которая является самой сложной из всех. Она состоит в следующем: исполняется рондат на мост, затем фляк на коня с поворотом на 180o или 360o в первой фазе. Вторая фаза - опять же сальто. Но эти прыжки с поворотом в первой фазе прыжка не дают развить большую высоту полёта, поэтому 10-ти бальной базы достичь почти не возможно. И более простые группы могут дать более сложные сами по себе прыжки за счёт их амплитуды. Наиболее сложен прыжок Светланы Хоркиной: рондат на мост - фляк на коня с поворотом на 180o в первой фазе и сальто вперёд в группировке с поворотом на 540o во второй. База:9,9. В мужской гимнастике наиболее сложен прыжок Ли Ксяо Пенга: рондат на мост - фляк с поворотом на 180 и сальто вперёд прогнувшись с поворотом на 900o. База: 10,0 ( хотя вообще говоря база выше 10-ти баллов, т.к. обычные 2,5 пируэта вперёд уже десятибалльный ).
Вольные упражнения.
Перевороты.
Переворот - это гимнастический(акробатический) элемент с касанием руками опоры и переворачиванием через голову. Перевороты бывают медленные ( гимнастические ) и темповые ( акробатические ). По направлению вращения перевороты можно разделить на: перевороты боком, вперёд и назад.
При гимнастических, медленных переворотов фаза полёта отсутствует. Переворот выполняется постепенным перемещением тела в одном направлении. Как правило в таких переворотах ноги находятся в шпагате или просто широко разведены. В темповых переворотах есть фаза подскока ( вальсет ) с последующей постановкой рук на опору и фаза полёта ( после толчка натянутыми в плечах руками от опоры ).
1) Перевороты вперёд. Перевороты вперёд можно выполнять различными способами ( будем рассматривать именно темповые перевороты ).
- переворот вперёд толчком оной ногой с приземлением на одну ногу ( "с одной на ону" ). После выполнения такого переворота чаще всего следует ещё один переворот, т.к. сначала на пол ставиться одна нога. А затем вторая;
- переворот с одной на две. Такой переворот наиболее популярен для последующего сальто;
- переворот с двух на две. Этот тип переворота чаще всего выполняется в соединении с предыдущим. Такое соединение исполняется многими гимнастами при сдаче на 2-ой взрослый разряд;
- переворот в упор лёжа. Сложный переворот ( группа В ).
Рондат - переворот вперёд с поворотом на 180o. Такой тип переворотов вперёд является началом связок темповых переворотов назад и сальто.
2) Перевороты назад.
- переворот с одной на одну. Маховый переворот назад. Очень популярен не на вольных упражнениях, а на гимнастическом бревне;
- переворот с одной на две;
- переворот с двух на две ( фляк ).
Поговорим подробней о фляке.
Фляк - темповой переворот назад с двух на две. Фляк наиболее популярный переворот назад. Чаще всего выполняется после рондата. В большинстве случаев все темповые перевороты назад называют именно фляками. Разновидности фляка:o
1) фляк с перекатом через грудь в упор лёжа;
2) фляк на лопатки. Редкий вариант фляка. Выполняется в положение лёжа на спине в "складке" ( ноги поднесены ко лбу );
3) фляк с поворотом на 360o;
4) фляк с поворотом на 180o с приземлением на одну ногу. Такой фляк называется Колпинским.
Колпинский фляк - фляк с поворотом на 180o с приземлением на одну ногу. На вольных такой фляк не представляет особого интереса, а вот на бревне совсем другое дело. Существует две разновидности колпинского фляка на бревне, названные в честь нашей Милы Ежовой. Один из таких элементов - это фляк из положения вдоль бревна с поворотом на 90o в стойку на руках и шпагате. Второй элемент - из положения поперёк бревна фляк с поворотом на 180o в стойку и поворот в стойке на 180o в упор на бревне ( получается общий поворот на 360o ). Элементы крайне трудные и очень эффектные.
5) фляк через одну руку толчком одной и двумя и с приземлением на одну и две ноги.
3) Перевороты боком. Переворот боком я думаю лучше известен всем под названием "колесо". Может выполняться через две или одну руку. Элемент 1-го юношеского разряда.
Ещё к переворотам можно отнести переворот вперёд с касанием пола головой или переворот вперёд с лопаток на ноги. Такие перевороты называют подъёмами разгибом.
Отдельным типом медленных переворотов выделим перекидку Миникелли. Это элемент исполняемы из упора лёжа сзади ( лицом вверх, опираясь на пол руками ). Исполняется махом одной ногой и толчком другой. Требует отличной гибкости в спине и плечах. Очень любим гимнастками на младших разрядах.
Сальто.
Сальто - это акробатический прыжок с полным оборотом через голову без опоры о поверхность ( т.е. в воздухе ) с вращением вокруг горизонтальной оси.
По положению тела во время исполнения сальто:
- в группировке;
- согнувшись ( в положении "складки" );
- прогнувшись или выпрямившись.
Бланш - жаргонное название сальто прогнувшись или выпрямившись. В идеале, безусловно бланш должен выполняться именно выпрямившись, а не прогнувшись. Но далеко не все гимнасты способны выполнять бланши в выпрямленном состоянии.
Сальто могут быть однократными ( одно сальто или лучше сказать один полный оборот вокруг горизонтальной оси ) и многократными ( двойные и тройные ). Также сальто могут быть с поворотами вокруг вертикальной оси и без них.
Сальто можно разделить по способу приземления:
- в доскок. Доскок - такое приземление после сальто при котором гимнаст стоит на полу "как вкопанный". Т.е. ни шага вправо, ни шага влево;
- в переход. При выполнении сальто в переход сначала на опору ставиться одна нога, а затем только вторая. Сальто в переход нужно для выполнения рондата - фляка после сальто;
- в темп и контртемп. Сальто можно соединять с другим сальто. Если последующее сальто выполняется с продвижением в ту же сторону, что и предыдущее - то два сальто соединены в темпе ( Пример: сальто вперёд прогнувшись - в темп сальто вперёд в группировке ). В контр темп, это когда следующее сальто выполняется в направлении противоположном предыдущему ( Пример: двойное сальто назад - в контртемп сальто вперёд );
- в упор лёжа;
- в кувырок. Очень сложный вариант исполнения сальто. Сальто в кувырок являются полуторными, т.к. само сальто начинает исполняться с ног, а приход на пол осуществляется руками. Отдельной группой таких сальто надо выделить сальто, типа, Маринич.
Сальто Маринич - это особый и давно не исполняемый тип сальто. Представляют собой переворот вперёд, но вторая часть переворота переходит в сальто с приземлением на ноги. Получается, что гимнаст толкается руками, выполняет в воздухе сальто и приземляется на ноги - 1,5 сальто ( аналог опорного прыжка переворот - сальто вперёд ). Такой элемент имеет группу сложности D. Хотя на самом деле классический Маринич несколько более простой элемент: с переворота вперёд выполняется длинный кувырок. Получается с переворота только одно сальто, т.к. гимнаст толкается руками и на руки приземляется.
Сальто могут выполняться как с разбега, так и с переворотов.
Отдельным типом сальто являются сальто с поворотами вокруг вертикальной оси.
Пируэт - сальто с поворотом вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Жаргонное название "винт". Двойной пируэт соответственно - сальто с поворотом на 720o и т.д. Пируэты могут быть как вперёд так и назад ( вообще говоря можно и боком выполнить, но не будем их рассматривать ). Пируэт вперёд намного сложней, чем пируэт назад.
Приведу основные типы сальто с их группами сложности в мужской гимнастике ( по ним можно сопоставить и требования в женской ). Сначала я пишу группу сложности, а затем элементы к ней относящиеся.
1) Сальто вперёд. А - маховое сальто вперёд ( выполняется махом одной ногой и толчком другой, фактический медленный переворот вперёд без рук ); В - сальто вперёд в группировке, согнувшись, прогнувшись, сальто вперёд прогнувшись с поворотом на 180 ( полвинта вперёд ); С - винт и 1,5 винта вперёд, 1,5 сальто вперёд в кувырок; D - 2 винта ( двойной пируэт ) вперёд, двойное сальто вперёд в группировке; Е - 2,5 винта вперёд, двойное сальто вперёд согнувшись; СуперЕ - тройной винт вперёд ( +0,4 прибавки ).
2) Сальто назад. А - маховое сальто назад; В - сальто назад в группировке, согнувшись и прогнувшись, сальто назад прогнувшись с поворотом на 360o ( винт назад ); С - двойное сальто назад в группировке и согнувшись, 1,5 и 2 винта назад; D - двойное сальто назад прогнувшись ( двойной бланш ), двойное сальто назад в группировке и согнувшись с поворотом на 360o, 2,5 и 3 винта назад; Е - двойной бланш с поворотом на 360o, двойное сальто в группировке с пворотом на 720o; СуперЕ ( +0,4 прибавки ) - тройное сальто назад ( Люкин. Валерий Люкин ещё в 1987 г. на "дубовом" посте выполнил - этот самый сложный акробатический прыжок Вольных. В наше же время один только Андрей Белоусов из всех гимнастов мира способен повторить знаменитое "рондат - фляк - тройное сальто назад в группировке" ), двойное сальто назад в группировке с поворотом на 1080o, двойной бланш с поворотом на 720o.
"Винт заднее" - жаргонное название следующего элемента: двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360o.
Темповое сальто - фактически это фляк без рук. Отличается темповое сальто от бланша, тем, что бланш - это в чистом виде сальто прогнувшись. В темповом сальто во второй части сальто присутствует "курбет" ( вторая часть фляка ). Не надо путать темповое сальто с сальто выполняемыми в темпе. Т.к. темповое сальто - это отдельный и самостоятельный элемент.
3) Сальто боком и сальто выполняемы прыжком назад с поворотом на 180o/540o. А - маховое сальто боком. В - твист в группировке, согнувшись и прогнувшись, сальто боком в группировке и согнувшись, а также прогнувшись;
Твист - прыжок назад с поворотом на 180o и сальто вперёд.
С - двойной твист в группировке и 1,5 твиста в кувырок, двойное сальто боком в группировке; D - двойной твист в группировке с поворотом на 180o, двойной твист согнувшись, 1,5 сальто назад в группировке с поворотом на 540o в кувырок, 1,5 сальто назад прогнувшись с поворотом на 180o в кувырок, двойное сальто боком согнувшись; Е - Томас( полтора сальто назад прогнувшись с поворотом на 540o в кувырок. Очень сложный элемент. Фактически это полтора пируэта назад в кувырок ).
Колпинское сальто - колпинский фляк без рук. Маховое сальто назад с поворотом на 180o с приземлением на одну ногу.
Кувырки.
Полёт кувырок - акробатический прыжок, с приземлением на руки и последующим постепенным "перекатом" всего тела ( А ). Достаточно сложный элемент при исполнении на 3-2 -ом разрядах. Мне, к примеру, сальто вперёд и назад проще выполнить, чем хороший полёт-кувырок. Т.к данный тип кувырка выполняется в положении тела прогнувшись, для чего пятки нужно сильно "загонять" назад. Эта особенность делает исполнение этого элемента не таким уж простым.
Полёт кувырок может выполняться с поворотом на 360o и 720o. Также существуют более сложные версии. После рондата выполняется прыжок назад с поворотом на 180o, 540o и, даже, 900o!!!, после чего выполняется кувырок.
Кувырки бывают и гимнастического характера. Со стойки на руках кувырок вперёд через прямые или согнутые руки с прямыми ногами. У такого кувырка нет фазы полёта, поэтому иногда его называют перекатом вперёд. И кувырок назад в стойку на руках.
Силовые элементы, стойки на руках силой и равновесия.
Силовые статические элементы безусловно наиболее популярны у мужчин, но некоторые гимнастки то же могут выполнять эти элементы в упражнениях на бревне.
Группа А.
- спичак ноги врозь из положения стоя согнувшись;
- стойка на руках;
- горизонтальный упор ноги врозь;
Группа В.
- высокий угол;
- спичак ноги вместе из положения стоя согнувшись;
- спичак из положения шпагата, угла ноги вместе и угла вне;
- японская стойка ( стойка с широко разведёнными руками );
- горизонтальный упор;
Группа С.
- высокий угол ноги горизонтально;
- спичак из высокого угла и горизонтального упора;
- из шпагата стойка силой с широко разведёнными руками ( японская стойка силой );
Группа D.
- стойка силой из высокого угла ноги горизонтально.
Равновесия. Элементы с удержанием ноги относительно пола. Конечно же у гимнасток равновесия получаются намного лучше. Равновесия бывают с помощью и без помощи рук. равновесия бывают: прямое, боковое и заднее ( ласточка ). Нога удерживается под углом 90o и 180o от пола.
Шпиндель или винт - круг с винтом - это очень сложный элемент. Представляет собой круг с поворотом на 360o в противоход вращению. Т.е. гимнаст вращается по кругу против часовой стрелки, а поворот вокруг продольной оси тела выполняет по часовой.
Переход - движение вдоль тела коня.
Переход Мадьяра - переход кругами в упоре поперёк двигаясь по коню лицом вперёд. Переход выполняется через все три части коня с касанием руками ручек ( D ).
Переход Шивадо - переход кругами через три части коня продвигаясь спиной вперёд ( D ).
Круги, как Вы знаете бывают ноги вмести и ноги врозь. Круги ноги врозь по имени первого исполнителя называют кругами Деласала - Томаса.
Русский круг - круг прогнувшись, при котором руки всегда находятся спереди таза.
Круги Стойкли - круги с поворотом на 180o по ходу вращения.
Флоп - серия из кругов на одной ручке с поворотом по ходу вращения. В флоп могут входить обычные круги на одной ручки и круги Стойкли, также с существуют соединения с русскими кругами.
Кольца. Хонма - махом назад подъём переворотом вперёд в упор. Сложно объяснить, что это без наглядного примера. Попробую. Махом назад выполняется как бы выкрут вперёд, но этот выкрут плавно переходит в подъём разгибом в упор. Это сочетание выкрута вперёд и подъёма разгибом и называется подъёмом переворотом вперёд ( В ).
Силовые статические элементы и переходы из оного элемента в другой.
Группа А.
- упор углом ноги вместе и врозь ( угол вне );
- горизонтальный вис сзади (лицом вниз);
- горизонтальный вис спереди (лицом вверх);
- высокий угол;
Группа В.
- крест ( упор руки в стороны ) и крест с углом;
- горизонтальный упор ноги врозь;
- высокий угол ноги горизонтально;
Группа С.
- крест вниз головой;
- горизонтальный упор;
- подъёмы разгибом, переворотом, махом назад и вперёд в крест;
Группа D.
- самолёт ( горизонтальный упор руки в стороны );
- Азаряновский крест ( из виса переворотом назад через вис прогнувшись (берёзка) силой подъём в крест );
- из горизонтального виса сзади подъём в крест;
- из горизонтального спереди сзади подъём в крест;
- !!!!!!! из виса силой подъём в крест!!!!!!!! Такой элемент есть в правилах, но ещё не разу не видел его правильного выполнения. Заключается он в МЕДЛЕННОМ подъёме из виса чисто силой в крест. Сделать это практически невозможно, но говорят. Что Альберт Азарян был способен его выполнить. Сейчас гимнасты выполняют нечто похожее, НО они выполняют подъём силой в крест из виса, а подъём силой - это элемент, который выполняется очень мощным рывком вверх. это значительно проще чем силой вытянуть себя в крест.
- из самолёта силой дожать в горизонтальный упор;
- подъёмы разгибом, переворотом, махом назад и вперёд в крест вниз головой;
- Хонма в крест;
- из горизонтального упора силой подъём в крест вниз головой;
Группа Е.
- подъёмы разгибом, переворотом, махом назад и вперёд в самолёт;
- подъём силой из креста в самолёт;
- из горизонтального виса сзади подъём силой в самолёт;
- обратный самолёт!!! ОЧЕНЬ сложный и редкий элемент. Безусловно самый сложный одиночный элемент статики. Представляет собой самолёт вверх лицом.
- из самолёта силой подъём в крест вниз головой;
Группа СуперЕ.
- силой из креста подъём прямым телом в крест вниз головой;
- Азаряна самолёт или из виса переворотом назад подъём силой в самолёт.
Упор на руках - упор при котором гимнаст "ложит" на брусья плечи и предплечья, за счёт чего и удерживается.
Диамидов ( С ) - из упора ( или стойки ) подъём махом вперёд с поворотом на 360o вокруг одной руки плечом назад в стойку. Может выполняться с поворотом на 450o, из упора на руках ( Е ), с поворотом в стойке после самого подъёма на 180 - 540 градусов, на одну жердь с поворотом на 270o.
Хейли ( С ) - из упора ( хотя чаще всего со стойки ) махом назад спад с поворотом на 360o вокруг одной руки плечом вперёд. Хейли иногда называют Диамидовым вперёд. Может выполняться с одной жерди с поворотом на 270o ( D ). Могут слитно выполняться связка "Диамидов на 270o - Хейли на 270o" ( Макуц ).
Оберучный - махом вперёд прыжком поворот на 180o в упор или стойку.
Билозерчев - оберучный в стойку на одной жерди поперек ( D ).
Морисуэ - из упора двойное сальто назад в группировке в упор на руках.
Гатсон - из упора махом назад прыжком поворот на 360o в стойку.
Урцика - из упора махом назад сальто вперёд прогнувшись с поворотом на 360o в упор на руках.
Димитренко - из упора на руках махом вперёд 1,5 сальто назад в группировке в упор на руки.
Ли Ксяо Пенг - из упора на руках махом вперёд 1,5 сальто назад согнувшись в упор на руки ( СуперЕ ).
Типпельт - со стойки спад, и большим махом вперёд из виса подъём в упор с перемахом в угол вне и стойка на руках силой ( D ).
Кенмотцу - со стойки большой оборот назад в стойку.
Гинсборг - со стойки большой оборот вперёд в стойку!!!!!!!!!!!!!!Аномальная форма движения на брусьях, чистое самоубийство. Я к сожалению никогда не видел исполнения этого элемента.
Белле - большим оборотом назад 1,5 сальто назад в группировке в упор на руках.
Танака - большим оборотом назад 1,5 сальто назад в группировке с поворотом на 180o в упор на руках. Очень красивый и редкий элемент! Иногда исполняется на Чемпионатах России.
Тихоньких - оборот назад под жердями в стойку с поворотом на 360o ( СуперЕ ).
В этом разделе постараемся рассмотреть элементы, выполняемые на мужской перекладине и женских брусьях. Эти два снаряда объединены потому, что имеют очень много общего. Вообще говоря, большинство элементов гимнастки разучивают сначала на перекладине, а затем переносят к себе на брусья. Начнём рассмотрение этих снарядов с изучения основы: хватов и висов.
Хваты. На перекладине существует три основных типа хвата рук, с помощью которых гимнаст держится за перекладину.
1) Хват сверху. Я думаю. Всем знаком этот самый обычный и классический хват. Этим хватом все подтягивались в школе. При этом хвате ладонь гимнаста "смотрит" туда же куда и лицо.
2) Хват снизу. То же достаточно распространённый хват. Ладонь гимнаста смотрит в сторону противоположную глазам гимнаста, т.е. гимнаст видит свои ладони. Когда подтягиваются в хвате снизу нагрузка идёт в основном на бицепс плеча гимнаста.
3) Обратный или выкрученный хват. Достаточно сложный и специфический хват сам по себе. Обратный хват связан с хватом снизу вкручиванием - выкручиванием плеч. Если гимнаст висит в обратном хвате - это значит, что плечи его полностью выкручены и ладонь смотрит в сторону противоположную лицу. Приведу основные методы попадания в обратный хват.
- надо повиснуть на перекладине, держась за неё подколенями. Хват нужно взять снизу и как можно шире, чтобы не травмировать плечи. Затем надо медленно опускаться назад до тех пор, пока плечи полностью не выкрутятся и кисти не перейдут в обратный хват. Если то же проделать с хватом сверху, то как вы заметете плечи полностью прокрутить не удастся. Чтобы попасть обратно в хват снизу нужно вкрутиться вперёд в плечах.
- когда хорошо будет получаться предыдущее можно попробовать следующий способ. Сядьте на перекладину. Возьмитесь хватом снизу и как можно шире разведите руки. Затем ОЧЕНЬ медленно начинайте опускаться вперёд. До тех пор пока не выкрутите плечи. Предварительно рекомендуется как следует размяться.
Можно сделать это упражнение и значительно сложнее. Для этого нужно не просто опускаться вперёд, а поднести ноги ко лбу до положения высокого угла. И резко разогнуться вперёд. Такой выкрут в обратный хват даст мощный мах назад и можно будет выполнить ещё какой нибудь элемент, скажем подъём махом назад в обратном хвате с перехватом в хват снизу.
- в обратный хват можно попасть и из виса. Держась за перекладину хватом сверху на махе вперёд повернитесь вокруг левой руки по часовой стрелке ( правым плечом назад ) на 180 градусов. Левая рука будет в обратном хвате. И ещё. Держась за перекладину хватом сверху на махе назад повернитесь на 180o вокруг левой руки против часовой стрелки ( правым плечом назад ). Эффект тот же.
Отворот в обратный хват - более усложненная версия предыдущего упражнения. Со стойки на руках плечом назад поворот на 180o в обратный хват.
- мастера попадают в обратный хват находясь в стойке в хвате снизу. Совершается поворот против часовой стрелки вокруг левой руки на 360o и эта кисть становится в обратный хват. Если в стойке, находясь в обратном хвате повернуться вокруг левой руки на 360o по часовой стрелке. То эта кисть будет в хвате снизу.
- можно попадать в обратный хват после большого оборота назад с прыжком и поворотом на 540o.
4) Разный или смешанный хват. Когда одна рука в одном хвате, а другая в другом. Наиболее популярны хват снизу и сверху и хват снизу с обратным хватом. Выполнение элементов в смешанном хвате помогает проще выполнить этот элемент.
Висы и упоры.
1) Вис спереди. Обычный тип виса. Выполняется всеми перечисленными выше хватами.
2) Висы сзади. Вис с выкрученными плечами. Что касается хвата снизу, то гимгнаст должен не до конца выкрутить плечи, а иначе из виса сзади хватом снизу он перейдёт в вис обратным хватом.
3) Вис согнувшись. Вис в положении складки.
4) Упор спереди. Обычный тип упора. Т.е. когда гимнаст находиться "наверху" перекладины.
5) Упор сзади. Упор, при котором гимнаст как бы сидит на перекладине, но тело прямое или прогнутое ( перекладина касается ягодиц гимнаста ).
6) Упор углом. Гимнаст держит уголок, находясь над перекладиной .
Подъёмы.
Простейшей формой движения на перекладине являются подъёмы. Приведу их основные типы.
Подъём переворотом или переворот в упор - самый первый элемент на перекладине, которому учится молодой гимнаст. Обязателен для сдачи на 2-ой юношеский разряд. Представляет собой подтягивание с одновременным подъёмом назад в упор. У этого элемента есть несколько усложнённых модификаций: подъём переворот не касаясь перекладины и подъём переворотом в обратном хвате. Казалось бы в обратном хвате просто невозможно сделать любой элемент с переворотом назад. В общем это дворовый элемент и чисто искусственный, но выполнение его интересно. Чтобы его сделать, нужно не сгибая рук поднять к перекладине ноги, а затем их забросить в упор, когда будете в упоре руками будет невозможно держаться, поэтому перехватитесь в хват снизу.
Подъём силой или выход силой. Элемент гимнастической "подкачки", т.е. ОФП. Выполняется подтягивание с сильным рывком грудью и плечами наверх. Выполняется в хвате сверху, снизу и в хвате снизу с перехватом в хват сверху прыжком. Может выполняться на один и на два локтя. Существует масса дворовых модификаций ( поверьте мне очень много элементов ). Может выполняться из под перекладины из виса на подколенках, называется выход силой назад (выполняется противомахом, ноги бросаются назад вверх, а тело движется вперёд ). Можно выполнять выход силой сгибая руки и с абсолютно прямыми руками (для него ноги нужно вывести вперёд, а потом делать большой импульс вверх), в узком и широком хватах.
Подъём разгибом. Из виса махом вперёд подносятся ноги к перекладине и разгибом с движением назад получается подъём в упор. Очень удобный элемент. Практически не затрачивает силы, а даёт подъём в упор или стойку с отмаха. Может также выполняться хватами сверху и снизу и с перехватом из хвата снизу в сверху и наоборот. Может выполняться из упора в упор - спад подъём разгибом.
Подъём двумя вперёд. Из виса махом вперёд гимнаст продевает ноги в положение складки и поднимается в упор сзади на перекладине. Можно делать этот подём и в упор углом, можно как спад подъём в упор ( причём из упора спереди и из упора сзади ), обеими хватами, с выкрутом вперёд в обратный хват. Можно выполнить подъём двумя с поворотом на 180o и на 360o через перекладину в вис. Подъём двумя бывает ноги вместе и врозь ( в угле вне ).
Подъём двумя назад. Махом вперёд гимнаст продевает ноги в складку и движется как при подъёме двумя вперёд, но не выходит в упор сзади, а движется вверх-назад от перекладины. Как бы останавливается в воздухе, затем используя полученную амплитуду, движется вперёд ( по прежнему находясь в складке ) и поднимается из под перекладины в упор сзади.
Подъём махом вперёд. Выполняется из виса сзади хватом сверху. Техника почти аналогична подъёму двумя назад, но т.к. положение прогнутое, а не согнутое мах нужно делать сильнее. И протягиваться вперёд нужно достаточно сильно, как бы тянуться носками вперёд. Этот элемент можно делать с поворотом на 180 как в вис, так и в упор.
Подъём махом назад. На махе назад гимнаст поднимается в упор. Можно выполнять в хвате сверху, снизу и в обратном хвате с перехватом в хват сверху или снизу. Подъём махом назад можно выполнять в стойку без поворота и с поворотом на 360. Так же можно выполнять этот элемент с перемахом ноги вместе в упор и в вис ( полкруга как на коне ).
Подъём дугой. Крайне редкий элемент, почти никто сейчас не выполняет ни на одном из разрядов, а жаль. Махом вперёд гимнаст продевает ноги в складку и движется так вверх-назад от перекладины. Когда достигает предела этого движения. Надо бросить ноги вверх назад выше перекладины, из положения полувыкрученных плеч гимнаст переёдёт в нормальное положение находясь в воздухе. Затем надо схватиться за перекладину. В упор сделать очень даже не просто, поэтому сначала учат в вис.
Обороты.
Основная форма движения на перекладине. Вообще, Оборот - это элемент после выполнения которого гимнаст возвращается в то же положения откуда начинался этот элемент. Обороты бывают большими и малыми. Рассмотрим их по порядку.
Обороты в упоре спереди вперёд и назад. Самые первые из представителей оборотов, которые появляются на 2-м юношеском разряде.
Обороты вперёд и назад прогнувшись в упоре сзади. Эти элементы хорошо выполнять после подъёмов двумя вперёд и назад соответственно. Выполняется вращаясь и плотно прижимаясь ягодицами к перекладине. Как и любой другой оборот можно выполнять циклически. Конечно же, оборот вперёд выполняется хватом снизу, назад - хватом сверху.
Оборот вперёд и назад в упоре углом. Оборот в уголке очень похож на предыдущие обороты. Угол удерживается в течение всего оборота, садиться на перекладину нельзя. Оборот вперёд выполняется хватом снизу, назад - хватом сверху.
Перешмыг - оборот назад не касаясь перекладины в вис или в стойку. Лучше выполнять после подъёма махом назад или разгибом, но мастера выполняют со стойки.
Оборот назад и вперёд в угле вне. После подъёма двумя ноги врозь выполняются эти обороты, вперёд - хватом снизу, назад - хватом сверху.
Обороты стоя на перекладине согнувшись ноги вместе и врозь. С хватами история та же. Эти обороты потруднее предыдущих, для их исполнения нужно сначала сделать отмах, затем поставить ноги на перекладину. Далее надо максимально вытянуться и выполнять мощным накатом оборот ( особенно оборот вперёд требует очень интенсивного движения ).
Русский оборот - оборот вперёд в висе сзади и хватом снизу ( напоминаю, что плечи недовыкручены до конца ) ( С ).
Чешский оборот - оборот назад в висе сзади хватом сверху ( D ).
Келеровсикй оборот или Келер (А) - большой оборот назад с поворотом на 180o в хват снизу.
Штальдер ( В )- большой оборот назад с перемахом в угол вне и выбивом в стойку ( гимнаст движется во время этого оборота находясь в угле вне ). Штальдер может выполняться ноги врозь и вместе ( С ), с поворотом на 180o и на 360o. наиболее сложен Штальдер ноги вместе с поворотом на 360o в обратный хват ( Е ).
Эндо - большой оборот вперёд с перемахом ноги врозь ( В ) или вместе ( С ) и подъёмом в стойку. Более силовой элемент, чем Штальдер. Иногда его называют Штальдером вперёд.
Большой оборот назад и вперёд на одной руке ( В ) - сложный элемент, хотя группа сложности и не большая. Для девушек пока не достижим. Может выполнять вперёд с поворотом на 360o ( С ). Есть и очень сложная модификация - два больших оборота вперёд на одной руке. Первый оборот вперёд из хвата снизу с поворотом на 360o, второй оборот с поворотом на 360o в хват снизу ( D ). Этот элемент стоил Дмитрию Билозерчеву третьей абсолютной медали на Чемпионате мира. Он мог выйграть, но стал рисковать и выполнял этот элемент и сорвался.
Кваст - большой оборот назад с прыжком и поворотом на 360o ( С ). У женщин этот элемент носит имя Оксаны Чусовитиной.
Рыбалко - большой оборот назад с прыжком и поворотом на 540o в обратный хват ( Е ).
Адлер - большой оборот вперёд с перемахом в положение складки и выкрутом в обратный хват в стойку ( С ), может выполнять с поворотом на 180o ( D ) и на 360o ( Е ).
Элементы с фазой полёта.
Элементы с фазой полёта делятся на перелёты и сальто в вис ( в таких элементах руки отпускаются от перекладины, выполняется какое то сальто в воздухе без перелёта через перекладину и затем гимнаст опять приходит в вис ).
Группа В.
Предножка или перелёт углом. Самый первый из всех перелётов. Махом назад выполняется перелёт углом ( как полкруга на коне, только противомахом выполняется поворот на 180o ) в вис.
Воронин - усложнённая версия предыдущего перелёта. Выполняется не углом, как половинка круга на коне, а в положении складки.
Группа С.
Маркелов ( на брусьях Хоркина ) - махом назад перелёт через перекладину с поворотом на 180o и перемахом ноги врозь.
Ткачёв ноги врозь и согнувшись - махом вперёд в противомахе выполняется перелёт назад с перемахом ноги врозь или согнувшись.
Пиатти - перелёт Ткачёва сразу после оборота стоя согнувшись ноги врозь, оборота назад не касаясь или Штальдера.
Егер - махом назад сальто вперёд в вис ноги врозь или вместе. может ещё выполняться из виса обратным хватом.
Ксяо Руизи - крайне редкое сальто в вис. Из виса махом вперёд выполняется как бы перелёт Ткачёва, но перелёта не делается, а выполняется в контртемп сальто вперёд ноги врозь в вис.
Делчев - махом вперёд прыжок с поворотом на 180o и сальто вперёд ноги врозь в вис.
Гингер - махом вперёд сальто назад углом с поворотом на 180o в вис.
Кассина - самый сложнейший из всех перелётов существующих на сегодняшний день. Это перелёт ковача прямым телом с поворотом на 360o.
Соскоки.
Соскоки на перекладине можно разделить на соскоки махом назад и вперёд. Помимо сальтовых соскоков существуют ещё несколько типов. Рассмотрим их поподробнее, т.к. они не очень распространены и встречаются чаще всего на младших разрядах.
- соскок двумя с перекладины из виса на подколенях. Вообще вариант такого соскока сейчас уже не применяется и стал практически дворовым. Гимнаст, раскачиваясь в висе на подколенях на махе вперёд ( в максимальной точке амплитуды ) отпускает ноги и происходит соскок. Данный тип соскока можно выполнять с поворотом на 180o и с поворотом на 180o в вис.
- соскок после подъёма двумя вперёд. Исполняется подъём двумя вперёд, но не в упор сзади, а в соскок. Для этого нужно тянуться как бы на высокий угол, чтобы получить максимальную амплитуду.
- соскок махом назад. Самый простой из всех соскоков. На махе назад гимнаст отпускает руки. Но этот соскок можно усложнить, добавив поворот на 360o, а может даже и на 540 или 720 градусов и использовать при сдаче на 3 и 2 взрослые разряды.
- соскок махом вперёд углом. Махом вперёд во время максимальной амплитуды маха гимнаст отпускает руки и "выкидывает" себя вверх ( очень желательно выше перекладины ) , затем гимнаст движется в положении согнувшись и лишь в конце разгибается. Можно усложнить этот соскок, добавив в момент разгибания поворот на 180o и 360o.
- соскок дугой вперёд. Находясь в упоре на перекладине гимнаст выполняет отмах, ставит ноги на перекладину. И движется в положении стоя согнувшись максимально долго ( но не выполняет оборот стоя ) затем делает мощный разгиб вверх-вперёд с отпусканием рук. вылет должен быть выше перекладины. Такой соскок можно усложнить поворотом на 180o и 360o. используется практически всеми гимнастами при сдаче на 3-й взрослый разряд.
- соскок оборотом назад стоя согнувшись. Выполняя оборот назад стоя согнувшись гимнаст отпускает руки в момент когда тело будет примерно под углом 45 выше перекладины. Собственно так и происходит сам соскок, после отпускания рук гимнаст с прямыми ногами слетает вперёд.
- соскок срывом. Из упора гимнаст выполняет оборот назад не касаясь. Но оборот выполняется не до конца, а отпускаются руки и гимнаст с разведёнными ногами совершает соскок вперёд.
- соскоки лётом. Вот это интересные и сложные типы соскоков. Самый простой из них это обычный соскок лётом ноги врозь. Из виса ( на младших разрядах - из упора ) махом назад выполняется как бы подъём махом назад но не в упор, а гимнаст делает перемах ногами и перелетает перекладину. Данный соскок можно усложнять поворотами на 180o, 540o и 720o. причём надо заметить, что соскок лётом прямым телом с поворотом на 720o имеет группу сложности D.
Далее начинаются уже соскоки уровня мастера спорта.
- соскоки с контрсальто. Уже сложный соскок. На махе вперёд исполняется сальто вперёд с поворотом и без. Второй вариант на махе назад сальто назад.
- соскок дугой + сальто. Выполняется дуга вперёд переходящая в сальто вперёд ( опять же могут быть повороты ). Вторым вариантом можно назвать соскок: оборот назад не касаясь и сальто назад.
- сальто через перекладину в соскок. Если выполнить перелёт Ковача не в вис, а в соскок, то и получить простейший сосок этой группы - 1,5 сальто назад в группировке в соскок ( В ), такой соскок впервые исполнил Штрауман. Приведу ещё имена первых исполнителей соскоков этой группы.
Хейден - 1,5 сальто назад прогнувшись через перекладину с поворотом на 360o ( D ).
Хофман - 2,5 сальто назад в группировке через перекладину в соскок ( Е ).
Далее начинаются обычные сальтовые соскоки.
Цукахара - двойное сальто назад в группировке с поворотом на 360o ( С ). Ватанабе - двойное сальто назад прогнувшись с поворотом на 720o ( Е ). Андрианов - тройное сальто назад в группировке ( Е ).
Соскоки группы сложности СуперЕ. Федорченко - двойное сальто назад прогнувшись с поворотом на 1080o ( два бланша с тремя винтами ).
Фардан - тройное сальто назад согнувшись. На прошедшем Чемпионате России один гимнаст выполнял этот соскок, но я к сожалению не смог узнать его фамилию.